Нужно ли проходить техосмотр в 2023 году

Полезная информация

Технический осмотр автомобиля (ТО) – процедура, в рамках которой проверяют транспортное средство на соответствие техническим требованиям, установленным законом для гарантии безопасности участников дорожного движения. В 2023 году правила прохождения ТО значительным образом поменялись.

Во избежание проблем с законом каждому автовладельцу необходимо изучить действующий список правил, а также обратить внимание на будущие корректировки нормативных положений.

Что изменилось в правилах прохождения техосмотра

До введения изменений процедура ТО зачастую имела сугубо формальный характер: владельцы транспортных средств становились обладателями диагностических карт даже без фактического загона автомобиля в пункт для проведения оценки текущих технических показателей.

Данная схема нравилась автомобилистам из-за ее удобства. Однако для окружающих такие допущения были скорее опасными, ведь неисправная машина может стать причиной дорожно-транспортного происшествия. Чтобы понять суть нововведений, стоит рассмотреть их в сравнении со старыми правилами:

Старое правило

Новое правило

Для инициации процесса необходимо предоставить паспорт гражданина, а также СТС или ПТС. Помимо ПТС или СТС, дополнительно требуется предоставить любой документ, с помощью которого можно идентифицировать ТС.
Если водитель отказывается от оплаты ТО, оператор нигде об этом не указывает. Если владелец авто решил не оплачивать процедуру, данные об этом вносятся в специальную базу данных.
В нормативных актах отсутствует указание на конкретное место для проведения осмотра. Закон определяет, что ТО должно быть выполнено строго на передвижной диагностической линии или в пунктах, информация о которых имеется в соответствующем реестре операторов ТО.
Повторное ТО должно быть проведено в течение 20 дней. Последующая проверка касается только тех параметров, которые нарушают установленные требования. Срок в 20 дней был сохранен, однако при смене оператора придется проходить процедуру в полном объеме.
Для заверения диагностической карты достаточно подписи эксперта, проверявшего технические показатели авто. Карта должна быть заверена строго УКЭП технического эксперта, осуществлявшего диагностирование ТС.
Карта оформляется электронным документом и письменным в двух экземплярах, один из которых предоставляется собственнику авто, другой – остается на хранении у оператора. Карта составляется в бумажном варианте только по желанию владельца ТС. Оформление основного документа осуществляется в электронном виде в единой системе ТО.
Бумажный экземплярах должен храниться не меньше 3 лет, электронные – не меньше 5 лет. Хранить карту в письменном виде не обязательно.
В нормативных документах отсутствует информация о процедуре аннулирования карты. Законом определен порядок аннулирования диагностической карты.
Закон не предусматривает обязательства оператора в части, касающейся фото- видеофиксации процесса. Технический осмотр в обязательно порядке должен быть зафиксирован с использованием цифровых средств видеозаписи. Материал при этом должен храниться у оператора в течение 5 лет, как минимум.

Новые правила утверждены Постановлением Правительства РФ № 1434 от 2020 года и постепенно вводились с 1 марта 2022 года. С 1 октября 2022 года действуют все указанные изменения.

Стоимость прохождения

Ценник за ТО формируется с учетом ряда факторов, отраженных в ст. 16 Федерального закона № 170-ФЗ от 2011 года:

  • объем планируемых работ;
  • категория автомобиля;
  • цена конкретных технологических операций.

В указанной статье уточняется, что предельная стоимость прохождения осмотра каждый год определяется региональным правительством на основании методики, установленной соответствующим приказом.

Исполнительный орган субъекта РФ вправе ввести в отношении конкретных категорий лиц льготы, дающие возможность прохождения ТО бесплатно. К примеру, в столице данная привилегия установлена для инвалидов, героев СССР или РФ, а также лиц старше 60 лет.

Аннуляция диагностической карты

Пункт 10 ст. 19 Федерального закона № 170-ФЗ от 2011 года гласит, что диагностическая карта при определенных обстоятельствах может быть аннулирована сотрудником ГИБДД. Несмотря на популярные версии водителей о возможном произволе госслужащих на дорогах, данная процедура может быть инициирована в конкретных случаях. Аннулирование может быть проведено, если:

  1. Технический осмотр транспортного средства не был проведен.
  2. По результатам были обнаружены нарушения требований безопасности, которые предъявляются к автомобилям как к источникам повышенной опасности.

В таких случаях по закону карту вовсе не должны выдавать. Однако не редкость, когда оператор техосмотра сознательно нарушает установленные нормы из-за коррупционной составляющей.

Обратите внимание. Лицо, выдавшее диагностическую карту на авто с нарушениями, может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.4.1 КоАП РФ. В качестве наказания для таких случаев предусмотрен штраф: до 10 тысяч рублей – для работников, до 50 тысяч рублей – для должностных лиц, до 300 тысяч рублей – для юридических лиц.

Что с ОСАГО

Новый закон не предусматривает требования о прохождении техосмотра для приобретения ОСАГО. Также остается действительным полис, к которому привязана диагностическая карта с истекшим сроком действия.

И все же водителю рекомендуется пройти технический осмотр, чтобы исключить риск возникновения проблем со страховой компанией. Нужно понимать, что отсутствие необходимости в предъявлении карты при оформлении ОСАГО никак не повлияло на возможность использования регрессивного требования, в рамках которого страховщик вправе взыскать сумму ущерба со страхователя.

Данная практика касается в первую очередь ДТП, которые произошли в связи с неисправностью транспортного средства и истекшего срока действия диагностической карты.

Штраф за вождение без техосмотра

Несмотря на отсутствие требования об обязательном прохождении ТО для приобретения полиса, в Правилах дорожного движения все еще закреплен запрет на управление ТС без техосмотра. Пункт 2 ст. 12.1 КоАП РФ устанавливает штраф в размере от 500 до 800 рублей для машин, не получивших диагностическую карту.

Однако данное наказание затрагивает не все категории авто. Штраф будет взыскан с владельцев ТС, которые предназначены для перевозки людей или опасных грузов.

новые правила техосмотра авто

Можно ли пройти ТО дистанционно

Одно из ключевых нововведений в правилах – водителю все же придется физически появиться на пункте технического осмотра. Чтобы предотвратить возможную коррупцию и злоупотребление полномочиями оператором ТО, для оформления диагностической карты и успешного завершения процедуры требуется провести видеофиксацию автомобиля. При этом материал должен содержать следующую информацию:

  1. Государственный знак автомобиля.
  2. Сведения о пункте ТО с уточнением адреса нахождения и реквизитов свидетельства об аккредитации.
  3. Дату и место, где проходила проверка.

Видеоматериал должен храниться не меньше пяти лет. То есть по новым правилам пройти ТО дистанционно не выйдет.

О данном правиле до сих пор знают не все водители, чем пользуются многочисленные мошенники, обещающие оформить диагностическую карту онлайн.

Как пройти технический осмотр по новым правилам

Чтобы без проблем получить диагностическую карту, действовать нужно следующим образом:

  1. Подготовить автомобиль к ТО. Для этого следует провести ревизию всех основных частей. Важно обратить внимание на исправность ходовой части, электрики, тормозной системы и силовой установки авто. Также нужно исследовать ремни безопасности: если они плохо защелкиваются, это может стать проблемой при получении диагностической карты. Необходимо учитывать и важность исправности светотехнических устройств. Не редкость, когда из-за тряски на дорогах настройка фар сбивается – они должны светить ровно и прямо. Исправить это можно с помощью специальных регуляторов. Исчерпывающий перечень требований приведен в Приложении № 1 к Правилам. Дополнительно рекомендуется помыть машину.
  2. Выбрать пункт техосмотра из единого реестра. Чтобы не ошибиться, стоит воспользоваться базой Российского союза автостраховщиков. Можно настроить фильтр по региону, в графе «Адрес» прописать наименование населенного пункта. Стоит отметить, что по новым правилам можно без проблем проходить технический осмотр на территории субъекта РФ без регистрации.
  3. Собрать требуемые документы. Перечень необходимых бумаг определен ниже.
  4. Посетить выбранную станцию и пройти процедуру сверки документации. Уточняется следующая информация: номер кузова, рамы, кабины, а также VIM-номер.
  5. Оплатить услугу по установленному тарифу.
  6. При отсутствии претензий сотрудник ТО приступает к проверке показателей транспортного средства на соответствие установленным требованиям. Обычно процедура занимает не больше 30 минут – если это легковой автомобиль, до 10 минут – если двухколесное транспортное средство. Продолжительность прописана отдельно для каждой категории в Приложении № 2 к Правилам. Сотрудник в обязательном порядке делает снимок машины до начала осмотра и после.

Если в процессе осмотра ТС не было выявлено никаких нарушений, в диагностической карте в ЕАИС собственника движимого имущества проставляется отметка, свидетельствующая о безопасности машины.

Если же специалистами были обнаружены технические неисправности, отметка об этом проставляется в карте. Далее владельцу ТС необходимо устранить выявленные недостатки в течение 20 дней, после чего повторно пройти осмотр. Если ТО проходит в том же пункте, то осмотр затронет только ранее выявленные недочеты. Если же владелец ТС выбрал другую станцию, то автомобиль подлежит полной проверке.

Факт оплаты услуг не означает, что оператор пункта обязательно допустит автомобиль к дальнейшей эксплуатации. Если потребовалась повторная проверка, придется платить за нее. При прохождении осмотра в том же пункте, владелец ТС в некоторых случаях может рассчитывать на скидку.

Важно также учитывать новые правила, касающиеся частоты прохождения ТО:

  • Легковые машины, мотоциклы и грузовики до 3,5 тонн до достижения ими 4 лет проверять не обязательно.
  • Если возраст ТС от 4 до 10 лет – процедуру придется повторять каждые два года.
  • Если автомобиль находится в эксплуатации уже больше 10 лет – отметку в диагностической карте нужно получать каждый год.

Обратите внимание. Если транспорт перевозит людей или опасный груз, в первые 5 лет осмотр должен проводиться каждый год. По истечении данного периода – один раз в 6 месяцев.

Необходимые документы

Чтобы успешно пройти проверку документов на станции ТО, необходимо понять, какие ответы интересуют оператора:

  1. Является ли посетитель владельцем представленного движимого имущества.
  2. Если не собственник, обладает ли он правом на управление данным ТС.
  3. Есть ли водительское удостоверение и не просрочено ли оно.
  4. Соответствует ли категория прав типу ТС.
  5. Если да, есть ли доверенность, в которой указана передача полномочий на транспортировку машины до пункта ТО и обратно.

С учетом данных позиций общий список документов для физического лица выглядит следующим образом:

  • Паспорт ТС или свидетельство о регистрации ТС.
  • Паспорт гражданина РФ, временное удостоверение личности или иной документ, который может быть использован в качестве альтернативы (ознакомиться с перечнем можно по ссылке).
  • Водительское удостоверение.
  • Доверенность, если в качестве клиента выступает лицо, не являющееся собственником авто.

Перечень для юридических лиц выглядит иначе и включает следующие позиции:

  1. Свидетельство, подтверждающее регистрацию фирмы.
  2. Балансовая справка с уточнением числа ТС в парке.
  3. Устав учреждения.
  4. Карточка организации, содержание которой отражает ключевые реквизиты юридического лица.

Важно понимать, что неполный список документов может стать основанием для отказа в проведении процедуры.

Новое о техосмотре автомобилей в 2023 году

В течение 2022 года было немало слухов о том, что техосмотр ТС станет необязательной процедурой для физических лиц, владеющих легковыми автомобилями. Соответствующий законопроект даже внесли в Государственную Думу на рассмотрение. Однако Российский союз автостраховщиков изначально не поддерживал идею о полной отмене. РСА больше склоняется к упрощению процедуры для автовладельцев.

Именно к такому решению в итоге пришел Минтранс. В соответствии с опубликованным законопроектом ТО не отменили, но внесены изменения, касающиеся сокращения списка пунктов для проверки – вместо 82 останется 59 позиций.

Среди параметров, исключенных для обязательной проверки, можно выделить следующие:

  • Коррозия отдельных элементов тормозной системы, которая может стать причиной разрушения агрегата или утратой герметичности.
  • Опция подачи жидкости для стеклоомывателя.
  • Наличие повреждений у тормозных трубопроводов.
  • Определение степени шума выхлопной системы с использованием шумомера – предполагается проводить проверку с применением органолептического метода.
  • Правильность крепления государственных знаков.
  • Комплектация ТС аптечками, аварийными знаками, огнетушителями и противооткатными элементами.

как пройти ТО авто по новым правилам

По мнению представителей Минтранса, указанные выше позиции в ходе анализа правоприменительной практики были признаны избыточными, слишком сложными или чрезмерно затратными по времени. Также в качестве причины внедрения таких изменений выступает неоднозначность трактовки результатов проверки.

Итак, изменения правил прохождения ТО несколько упростили процедуру, но в то же время сделали более строгой, благодаря необходимости видеофиксации процесса проверки, что исключило формальность осмотра. Такой подход позволяет обеспечить большую безопасность для участников дорожного движения за счет своевременного устранения автомобилей, технические характеристики которых не соответствуют установленным требованиям.

Оцените статью
Договор купли-продажи
Добавить комментарий