Документ, который считается обязательным, и прилагается к договору купли продажи транспортного средства (ДКП ТС), называется актом приема-передачи (АПП). В настоящее время не существует утвержденной государством, стандартной формы бланка. Но многие компании, проводящие сделки с авто, имеют в своем документообороте разработанные стандарты бланков актов приема-передачи, которые используют при взаимодействии с другим юридическим лицом. Главное требование к документу – предоставление полной информации о продаваемом транспортном средстве и участниках следки.
Подробнее узнать об основных моментах, касающихся оформления АПП, ознакомиться с примерами образцов, разделами и основными нюансами, вы можете из представленной статьи.
Скачать пустой бланк АПП (в формате WORD)
Скачать заполненный образец АПП (в формате WORD)
Назначение документа
Акт приема-передачи применяют ко всем видам ТС: легковым, сельскохозяйственным (тракторам), строительным, грузовым, пассажирским, мотоциклам, прицепам, водному и специальному транспорту. При передаче машины проверяют соответствие технического состояния, марки, регистрационных данных и ФИО собственника. В момент передачи ТС обязательно проводят диагностику авто на наличие дефектов и различных неисправностей. Для этого обращаются в уполномоченные организации.
Документ составляют всегда между двумя субъектами (лицами), подписавшими ДКП:
- физическими;
- юридическими;
- физлицом и юрлицом.
Если передача ТС проходит внутри одной организации, то АПП оформляют по желанию сторон (здесь достаточно только ДКП). При взаимодействии физлиц, или физического и юрлица – акт обязателен, так как он считается важным основанием для признания ДКП действительным, получения регистрации и страховки ОСАГО. Но также АПП нужен при оформлении договора аренды или передачи машины в безвозмездное пользование.
По своему назначению акт приема-передачи ТС – это первичная учетная документация. При этом он не может выступать в роли самостоятельного документа, а является приложением к договору купли продажи. Например, без АПП организация не может поставить приобретенный автомобиль на бухгалтерский учет. Акт считается завершающим этапом соглашения, с основной особенностью – после его подписания, разорвать договор между сторонами можно будет только через судебное разбирательство. Акт законно подтверждает, что ТС перешло другому собственнику от бывшего владельца.
При отсутствии АПП-приложения к бланку ДКП, соглашение считается недействительным и несостоявшимся.
Как заполнять
На практике принята произвольная форма составления акта, но также, как и любой документ он имеет 3 основных раздела – вводную, основную и заключительную часть.
- Первый раздел. Начинается с наименования. Имеет данные, представленные в договоре, указание места и даты заключения сделки.
- Второй раздел. Содержит подробную информацию о сторонах соглашения: паспортные данные, реквизиты предприятия (если юрлицо), должности представителей. Включает данные про ТС:
- марку и год выпуска;
- VIN, номер двигателя;
- код паспорта;
- расцветку и другие характеристики.
Также содержит дополнительную информацию: о цене ТС, фактическом пробеге, прилагаемом документационном пакете, аксессуарах.
В данной части всегда указывается, что параметры автомобиля были проверены, в том числе, и на полную комплектацию. При выявленных в ходе диагностики недостатках, их подробно описывают. Рядом указывается требование к продавцу устранить дефекты за свои средства.
В конце основного раздела прописывают, что передача ТС соответствует предмету договорного документа, произошел обмен средствами, у сторон претензий в отношении друг друга отсутствуют. Или, наоборот, указываются требования и делается вывод. Например, все вмешательства в конструкцию ТС должны быть детально прописаны, в том числе замена стандартного двигателя на газовый.
- Третий раздел. Включает подписи и печати (только для юридический лиц, дли физических – только подпись), дату составления документа. Все подписи пишутся подробно, с обязательной расшифровкой.
АПП должен быть оформлен внимательно, аккуратно, не содержать неточностей и ошибок.
Бланк АПП
Скачать акт приема-передачи (бланк)
Образец АПП
Полностью заполненный образец документа имеет следующий вид:
Акт приема-передачи может выглядеть, как на документе ниже (1 вариант):
Скачать акт приема-передачи (образец)
На практике, чаще всего, используют бланки образцов с графами. Такой документ легче заполняется, и его быстрее проверять. Скачать образец оформления АПП ТС можно здесь.
Образец акта с графами выглядит так, на фотографии ниже (2 вариант):
Оформляется АПП, как и ДКП, в трех экземплярах (прилагается к распечатанным бланкам договора, которых тоже 3) – для продающей и приобретающей стороны и инспектора ДПС.
Еще один пример оформления АПП может выглядеть так, как на изображении ниже (вариант 3):
Что нужно для оформления
Основные документы, которые присутствуют при передаче ТС от одного субъекта к другому, состоят из официальных оригинальных бумаг, и включают в себя:
- Паспорт на авто.
- Свидетельство о регистрации.
- Удостоверение о прохождении технического осмотра.
- Приобретенную сервисную книжку.
- Гражданские паспорта участников либо их представителей (для них нужна еще и доверенность).
Информационные данные об автомобиле для оформления бланка выписываются из ПТС. В некоторых случаях может понадобиться также страховка. Предъявлять документационный пакет нужно в МРЭО, при подписании ДКП, или в присутствии юриста, когда машина сдается в аренду или передается для безвозмездного пользования.
Акт максимально подробно должен описывать техническое состояние транспорта – рассматриваемого объекта.
Проведение учета и хранения
Учитывать и хранить АПП ТС необходимо по правилам документооборота. Всю необходимую информацию об оформленном, подписанном сторонами договора и утвержденном бланке вносят во внутренний журнал учета.
Такая канцелярская книга есть на всех предприятиях и в любых организациях. Ее прямое назначение – систематизация и сохранение сведений о документации, проходящей по компании. В журнал ставят отметку об акте (полное название, дату и номер).
После сделанных записей в журнал, бумажный бланк прикрепляют к копии или оригиналу договора (ДКП, аренды, безвозмездной передачи), и помещают в место, ограничивающего доступ посторонних к нему (например, сейф, картотека, канцелярия и т.д.). Срок хранения устанавливается законодательно, на период, предусмотренный уставом предприятия, и положением о внутренних документах (он может составлять 1-10 лет или больше). Затем он передается в архивный отдел или утилизируется.
Функционально АПП подтверждает факт передачи имущества, состояния ТС и удостоверяет, что сделка совершилась, поэтому требует бережного отношения и сохранения.
Нюансы, которые важно знать
При передаче ТС нотариального заверения на АПП не нужно ни для физлиц, ни для юрлиц. Подписей и печатей в данном случае вполне достаточно и для компаний, проводящих сделки.
Подписанный документ указывает на то, что стороны не будут предъявлять друг к другу претензии, и что обмен авто и оговоренных денежных средств состоялся.
Акт используется ГИБДД для постановки Транспортного Средства на учет. Всегда готовится несколько вариантов АПП, два – для субъектов, взаимодействующих в процессе передачи, и один – сотруднику МРЭО.
Оформляют и печатают АПП на стандартном белом листе (А4), в соответствующих графах ведут заполнение, с подписями и точно указанной датой. Акт, подтверждающий передачу при аренде, обязательно фиксирует точные сроки (от… и до…).
Интересы организации может представлять уполномоченный человек, для участия в подписании акта. Данное лицо лишь подтверждает факт передачи ТС, но в будущем он не несет ответственность за качество и исправность авто. Проверку и гарантии выполняет сервис или лаборатории, которые выдали техническое освидетельствование. Назначенный от компании сотрудник работает только по агентскому договору.
Скрывать данные о реальном состоянии транспортного средства недопустимо, так как это может привести к серьезным правовым последствиям, основанием которых будут считаться мошеннические действия. Также скрытие данных может привести к авариям на дороге у нового владельца.
Составление акта приема-передачи – обязательная процедура, которая подтверждает передачу движимого имущества от одного субъекта сделки к другому. Документ описывает состояние ТС и содержит важную информацию о нем. Если не составить акт, то ДКП можно признать недействительным, так как не произошла фиксация физического перехода предмета сделки от одного субъекта к другому.